Психология

Еще один великолепный миф

Любая организация людей – это, по сути, то же племя, общность которого сохраняется исключительно благодаря оригинальным ритуалам, традициям и особому чувству клановой принадлежности. И если в былые времена кланы держались на кровном родстве, то во времена нынешние связующим «материалом» стали общие занятия и интересы.

 

Исторические корни
Отметим, что миф – это предание, переходящее от поколения к поколению, объясняющее основные вопросы существования самого мира и человека в нем. И если в древности миф носил религиозный характер, то мифотворчество современное «апеллирует к авторитету научного знания, сохраняя все типические особенности структуры, присущие мифам древности», поясняет словарь общей психологии под редакцией А.В. Петровского. Иными словами, нынешний миф – все та же информация о мировоззрении группы людей, закодированная яркими метафорами и привлекательными символами. Кстати, используя традиционные архетипы, описанные еще Карлом Юнгом, заменяя одни знаковые символы на другие, вполне можно управлять мотивацией на уровне подсознания. Чем, кстати, активно пользуются создатели эффективной рекламы.

Обрядовые ритуалы
Это всякого рода «поминальные обряды», например, праздники в честь удачной сделки, где чествуют «патриархов» (биржевых гуру) и награждают «лучших охотников» (удачливых трейдеров). Это демонстрирует сплоченность «клана» (команды профессионалов) вокруг «вождя» (лидера) и верность клановым ценностям, одновременно способствуя укреплению рядов.
Есть еще «календарные обряды», которые в деловом мире вылились в ежегодные и ежесезонные отраслевые саммиты и конференции. Организация таких мероприятий и участие в них дает возможность показать достижения не только в рамках «племени», но и «похвастать» ими перед конкурентами и партнерами.

 

Тотемные обряды
На заре истории «тотемные обряды» были связаны с животным-божеством, почитавшимся как потрейдер

кровитель рода и его прародитель. В современности подсознательная тяга к тотемной идентификации вылилась в особые ритуалы, связанные часто со звериной символикой, которая призвана закрепить в сознании героический позитив.
За примерами далеко ходить не нужно. Любое профессиональное сообщество обладает торжественной легендой, которая излагает историю логотипа, бренда или сочетания корпоративных цветов. В нашем случае это история «финансового стада».

 

Мифические звери
«Быки» и «медведи» – это главные героические тотемы финансовых рынков, олицетворяющие две основные рыночные силы, то есть покупателей и продавцов.
«Бык», он же инвестор или трейдер, который уверен: рынок будет расти. Именно он открывает длинную позицию, способствуя увеличению спроса и подъему цен, то есть «поднимает врага на рога». «Медведь» прогнозирует падение рынка и открывает короткую позицию, вызывая рост предложения и снижение цен, то есть «бьет лапой по добыче». Еще есть жадные «свиньи»: они передерживают свои позиции, чтобы прибыль увеличилась, даже когда рынок двинулся в обратном направлении. А еще боязливые «овцы», которые никогда не имеют собственного мнения и слепо следуют за своими гуру. Короче говоря, как только рынок начинает работать, «быки» покупают, «медведи» продают, а «свиньи» и «овцы» путаются у них под ногами.