из первых

США: госбюджет затянет поясок?

Американские чиновники вздохнули с облегчением: бюджет с урезанными соцвыплатами заработал, правительство и госслужащие вернулись из неоплачиваемых отпусков, а реформа здравоохранения не претерпела практически никакх изменений. И только некоторые ученые задаются вопросом: не лучше ли было дать дефолту случиться, чтобы наконец были приняты решительные меры против стагнации экономики Соединенных Штатов?

 

 

Джейсон Фурман, первый заместитель директора Национального экономического совета, глава Совета экономических консультантов Белого дома, Вашингтон, США, для американского ТВ-канала CNN


Лимит государственного долга Соединенных Штатов необходимо отодвинуть так далеко, насколько это возможно, а наша экономика должна перестать качаться, подобно маятнику, от кризиса к кризису. Частичное прекращение деятельности правительства сократило квартальный рост американской экономики на четверть процента и привело к потере 120 тыс. рабочих мест в октябре. Мы проанализировали текущие экономическиие данные, они демонстрируют падение в сферах розничной торговли, экономического доверия и ипотечного кредитования. И нам совершенно очевидно, что эта ситуация во многом обусловлена приостановкой работы государственных органов на две с лишним недели. Всего этого можно было бы избежать, если бы Джон Бейнер повысил лимит госдолга, не разыгрывая из этого драмы. Кстати, так уже однажды было в конце января, когда принимался бюжет на 2013 год.



Екатерина Рыжкова, доцент кафедры административного и финансового права МГИМО (У) МИД РФ, кандидат юридических наук, Москва, Россия, для российского интернет-журнала «Новое восточное обозрение»


Государство, не подвергавшееся внешнему нападению уже на протяжении более чем семидесяти лет (будем считать нападение японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. отправной точкой), имеет самый большой в мире военный бюджет и находится в перманентном состоянии военных операций, большинство из которых проводится на весьма удаленных от США территориях и континентах. Примечательно, что в этих условиях камнем преткновения в последнем бюджетном кризисе выступали отнюдь не завышенные военные расходы, а социальная сфера. Таким образом, вне зависимости от политической принадлежности руководство США признает и приветствует ведение активных дорогостоящих военных действий под прикрытием миротворческих операций с целью извлечения немалого дохода для страны. Еще в самом начале иракской войны правительство Дж.Буша-младшего утверждало, что расходы на нее покроют доходы от иракской нефти. Такие же прогнозы делались и в отношении войны в Ливии и Сирии. Однако расчеты теоретиков не находят своего фактического подтверждения. Ни один военный конфликт, в разрешении которого участвовали США, не принес до сих пор в бюджет страны ни одного доллара фактического дохода. Американцам приходится надеяться только на долгосрочную перспективу, которая с каждым годом откладывается на не-определенное время. А пока американский налогоплательщик вынужден в ситуации кажущегося благополучия оплачивать затраты на бесполезные войны в странах Востока и вкладываться в эфемерные планы правителей для отсрочки неотвратимого дефолта США, ибо государство никогда не сможет вернуть больше, чем оно производит. Долг США достиг не только $17 трлн, но и превысил 106% ВВП, следовательно быстро расплатиться с такой задолженностью государство не может в принципе. И если внешний долг еще может быть прощен Америке, то частному кредитору, физическим лицам и организациям правительство вряд ли когда вернет причитающиеся им $12 трлн. Поэтому «благополучие Америки», о котором власти заявили 17 октября 2013 г., слишком шатко. И расплачиваться за грандиозные планы Америки будут именно ее граждане, так грубо обманутые властью.



Нуриэль Рубини, экономист, лауреат Нобелевской премии, профессор экономики Нью-Йоркского университета, эксперт по вопросам глобальных финансов, Нью-Йорк, США, для швейцарской газеты Neue Zürcher Zeitung


Еще год тому назад было совершенно очевидно, что несмотря на QE3, валовый доход и чистая прибыль снизятся, если американский экономический рост останется слабым. Несомненно это имеет и будет иметь негативные последствия в отношении стоимости ценных бумаг. Ведь предыдущие раунды QE проходили при более низкой стоимости облигаций и доходов. В условиях снижения мирового экономического роста чистый экспорт США вряд ли сильно возрастет, даже при более слабом долларе. Более того, многие крупные центральные банки проводят схожую с QE политику наряду с Федеральной резервной системой, ослабляя тем самым эффект воздействия на стоимость американского доллара.