Психология

Предмет искусства

Отношение к деньгам долго оставалось за рамками психологии – ученые не находили в мозгу областей, ответственных за эмоции финансовых операций. Но в начале XXI века выяснилось, что тема денег вполне укладывается в психологию игр.

 

 

Трансформация репутации

 

В своем бестселлере о коммерциализации искусства Пирошка Досси, супруга немецкого художника Уго Досси и по совместительству маститый арт-консультант, упоминает уникальную систему аукциона статусов оби- тателей островов близ Новой Гвинеи, впервые описанную в 1922 году. В определенное время высокопоставленные мужчины тамошних племен меняют ра- кушки на ожерелья. При этом речь идет не о фактической ценности предметов, а о системе, где предметы используются как посредники статуса. Ракушка, путешествуя по островам от человека к человеку, стоит дороже/дешевле – это зависит от положения того, кто ею в этот момент владеет. А участники обмена укрепляют/разрушают собственную репутацию в зависимости от того, получают ли они ракушки от определенных владельцев, отдают или удерживают. Получается, что прибавочная стоимость, которой добиваются островитяне в обменных цепочках, состоит «не в вещах, а в статусе, который зарабатывается обменом ракушками и проявляется во владении ими». Интересно, что ракушечный ритуал содержит рациональное зерно для понимания психологии современного отношения к деньгам.

 

 

Эффект особой ценности

 

По мнению российского психолога Михаила Семенова, деньги для нынешнего человека более ценны, чем товары той же стоимости. Ведь банкноты и монеты высоколиквидны и волшебно пластичны, их можно буквально в считанные секунды превратить в вещи и услуги для удовлетворения любых потребностей, в том числе и духовных. То есть деньги, как в случае с ракушками на островах близ Новой Гвинеи, несут в себе как номинал и стоимость, так и образ ценных предметов и статусов. Это и позволяет поставить между ними знак равенства с помощью операции купли-продажи. (Заметим в скобках, что трансформация любых видов денег в предметы очень проста, а предметов в деньги – трудна и связана с масштабными временными затратами. Поэтому государство защищает тех, у кого деньги – взять хотя бы закон о потребителях.)

 

 

Аукционы статусов

 

Украшая непосредственно сами купюры (монеты, банковские карты и т.п.) или используя их в качестве арт-объектов, наши современники продолжают древнюю традицию аукциона статусов. Другое дело, что в качестве «источника статуса» выступает страна той или иной валюты, «ожерельями» стали предметы и услуги, а «репутацию» запросто съест инфляции, если не дать капиталу «ракушек» возможность работать. Суть от этого не меняется.