Психология

Слоны & мухи

Профессор Принстонского университета (США), психолог Даниэль Канеман в 2002 году получил Нобелевскую премию по экономике, потому что сумел примененить авторскую методику, исследуя формирование суждений в условиях экономической неопределенности. Другими словами, ученый разобрался, почему мы часто ошибаемся, собираясь выполнить то или иное действие, которое, казалось бы, основано на профессиональном опыте и доскональном знании рынка.

 

 

Ожог ожогу рознь

 

Профессор Канеман первым обратил внимание на следующее: неважно, о чем вы думаете, но именно предмет и/или обстоятельство, занимающее ваши мысли в настоящий момент, субъективно является для вас самым важным. Эта базовая особенность человеческого мышления позволяет, с одной стороны, сосредоточенно и квалифицированно выполнять самые сложные рабочие операции, отличая нас от животных. А с другой доставляет массу неудобств в те моменты, когда нужно учесть все аспекты объективной жизни для определения плана действий в абстрактной реальности типа валютного рынка. Получается, что инстинктивное стереотипное мышление убережет от ожога у костра, позволив мгновенно отдернуть руку от горячей поверхности. А вот повиноваться такой фокусировке в случае с экономической неопределенностью не всегда правильно, ведь «горячее» на рынке может принести не «ожог», а профит.

 

 

Ошарашить и озадачить

 

Открытый Даниэлем Канеманом эффект создания слона из мухи постоянно работает в нашем подсознании. Пользуясь им, рекламщики запросто могут привить нам чувство, что та или иная характеристика товара, на котором фокусируют наше внимание, способна решить абсолютно все проблемы. Но стоит только осознанно взглянуть на предложенный рекламой логический ряд, то сразу становится ясно, что, к примеру, новый обезжиренный йогурт не имеет абсолютно никакого отношения к быстрому обретению семейного счастья. Получается, что маркетологи и, кстати говоря, политики воздействуют на наше мышление по схеме, описанной в старом учительском анекдоте: сначала аудиторию нужно ошарашить, то есть привлечь ее внимание, а потом это внимание удержать и сфокусировать. И тогда даже самый здравомыслящий родитель поверит, что качество образования действительно зависит от фасона школьной формы.

 

 

Перезагрузка пирогом

 

Герой культовой киноленты «Люди в черном» в стрессовой ситуации предложил все бросить, чтобы поесть пирога. И – о чудо! – решение межгалактической проблемы пришло само собой. На самом деле пирог в этом эпизоде – не что иное, как способ снять эффект фокусировки, то есть отвлечься, посмотреть на происходящее со стороны и увидеть все многообразие обстоятельств, чтобы учесть их для выработки верного решения. Выходит, иногда полезно отрываться от торгового терминала, чтобы пообедать или прогуляться!