Психология

Полная кейфабрикация

Биологи-эволюционисты из университета в американском Корнелле утверждают: современный механизм естественного отбора для нашего биологического вида основан на искаженной реальности многослойных фальсификаций, где все кажется не тем, что есть на самом деле. В профессиональном рестлинге, который на самом деле является лишь симуляцией настоящего спорта, это явление называется «кейфаб» (англ. Кayfabe). Суть кейфаба состоит в том, что выступающие на ринге соперники в действительности явля- ются сотрудниками, выстраивающими закрытый для посторонних «промоушн» (англ. Рromotion). Иными словами, ритуализированные поединки режиссируются и репетируются — риск травмы сведен к нулю. И раз результат схватки определен кейфабом, то именно проявление честного спортивного поведения считается нарушением правил.

 

 

Поддельная реальность

 

Предположение группы биологов из Корнелла, которую возглавляет профессор Ричард Д. Александер, созвучно мнению Роберта Триверса, профессора антропологии и биологических наук Ратгерского университета (США). А именно: кейфаб, вырванный из контекста рестлинга, вполне укладывается в иные сферы человеческой деятельности. По сути, это пример процесса, в ходе которого поддельная реальность перерождается в успешный массовую иллюзию. Так, например, поступают химические гиганты, владеющие несколькими марками стирального порошка, или кондитерские концерны, продающие шоколадные батончики. Каждый из брендов рекламируется по телевидению и в газетах, порой даже агрессивно задевая «соперников», так что возникает иллюзия подлинной конкуренции и рыночного разнообразия. На деле же, предпочитая один батончик другому, потребитель платит деньги в один и тот же карман, но при этом чувствует удовлетворение от мнимой свободы выбора. Таким образом, как и в рестлинге, устраняется проблема последствий провала одной из марок (читай — травмы спортсмена) и обеспечивается иллюзия динамики рынка (читай — занимательное зрелище для болельщиков).

 

 

Многомерный кейфаб

 

Выходит, кейфабрикация, являя собой процесс перехода от реального действия к вымышленному сюжету, возникает только для того, чтобы отвлечь аудиторию насыщенным зрелищем, устранив при этом все негативные случайности и угрозы для участников/инициаторов шоу. Именно по этой причине кейфаб характерен для множества областей, особенно важных для современного человека — от секса и войны до политики и финансов. Профессиональный рестлинг, как впрочем и другие виды иллюзий, зиждется на глубинном нежелании зрителей иметь дело с реальностью, для них важнее зрелищный промоушн. Стереотип обыденности делает реальность скучной до зевоты, так что почтенная публика требует яркого шоу, насыщенного переживаниями и потрясениями, взлетами и падениями, а также неожиданными поворотами сюжета. При этом иллюзия настолько устойчива, что даже сами участники представления начинают в нее верить, перенося вражду и дружбу с ринга в реальную жизнь. По этой же причине заинтересованным группам удается поддерживать кейфабы на финансовых и сырьевых рынках, где инвесторы в большинстве своем предпочитают наблюдать предложенное зрелище, не утруждаясь размышлениями об истинной подоплеке движения цены на тот или иной актив.