голубые
фишки

AMAZON.COM: стартап, который стал империей

В апреле Amazon.com заявил о самом прибыльном квартале за 18-летнюю историю. Рост связан с высокими продажами на Рождество и успехом облачного сервиса. Продажи этого дивизиона выросли на 64%, прибыль составила $2,57 млрд.

 

19,5 миллионов пользователей покупают что-либо на сайте компании каждый день. В неделю покупки делают 137 миллионов человек.

$712,2 столько стоит одна акция компании Amazon.com по состоянию на 27 мая 2016 года

$300 тысяч составил первоначальный капитал Amazon.com в 1994 году. На эти деньги летом 1995 года был запущен интернет-сайт


Это лишь одна десятая от общего дохода компании, однако именно AWS (Amazon Web Services) позволил Amazon, долгое время считавшейся низкоприбыльной компанией, показывать позитивный вектор в течение четырех кварталов подряд. В отчетном квартале AWS принес Amazon 67% операционного дохода. Джеффри Безос, создатель и бессменный исполнительный директор компании, рассказал, какие надежды возлагает на свое облачное подразделение: в будущем году от сервиса ждут не менее $10 млрд продаж. Его операционная рентабильность уже составляет 28%, а давление со стороны таких гигантов, как Microsoft Corp или Alphabet Безоса не смущает, как не смущало все время существования Amazon.


«Магазин всего» и всё для идей

С самого начала существования Amazon развивался хаотично, а идеи воплощались в жизнь на бегу. Со стороны это выглядело вечным цейтнотом. Однако именно в этом цейтноте были придуманы вещи, без которых нельзя вообразить современный и привычный нам интернет: возможность оставить комментарий под товаром в он-лайн-магазине, персональные рекомендации, основанные на предыдущих заказах, автозаполнение заказа и быстрая доставка выбранного в любую точку света. Нам кажется, что «автор – народ», но нет, все эти вещи изобрели «ама-боты» – так Безос называет своих преданных сотрудников. Которых, кстати, не щадит, заставляя полностью «выгорать» на работе. С точки зрения владельца Amazon, делу нужно посвящать сто процентов собственного времени. И хотя кампус компании почти не отличается от других таких же, например, Google или Facebook – в них есть тренажерные залы, соб- ственный фермерский ры- нок, возможность привести на работу собаку – обстановка в Amazon только кажется не-формальной. Человека, поступающего на работу в компа- нию, предупреждают сразу: за компенсации придется бороться, идеи нужно поставлять круглые сутки (это не фигура речи), а коллеги будут разносить предложения друг друга в пух и прах. Джеффри Безос уверен, что только благодаря критике, а вовсе не поискам компромисса, можно найти лучшее решение – то, которое действительно станет прорывом на рынке. «Можно работать долго, упорно или умно, но в Amazon.com нельзя вы- брать два из трех», – написал Безос пайщикам 20 лет назад, когда будущий «магазин всего» продавал только книги.


Лихие 90-е: интернет в гараже

Идея создания онлайн-магазина пришла к Джеффри Безосу в 29 лет. Шел 1994 год, интернет был новинкой, а сам Безос – вице-президентом хедж-фонда. Он сменил офис на Уолл-Стрит на собственный гараж и вместе с несколькими программистами стал прода- вать книги – они показались Безосу единственным продуктом, который тогда не было страшно заказать в сети. Онрешил, что фишкой его компании будет то, чего конкуренты предложить не могли: быстрая доставка и высокая сохранность товара. В 1995 году запустился сайт. По современным меркам он был кошмарен, но его и не собирались отправлять на выставку. В гараже повесили звонок: который должен был оповещать о том, что поступил заказ на книжку. Через неделю звонок пришлось открутить, так как он звенел не переставая. А через месяц книги доставлялись уже не только в Штаты, но и в 45 других стран. Тогда же у компании сменилось название. Изначально Amazon носил имя Cadabra, но лишь до тех пор, пока юристу Безоса не послы- шалось в этом слове «Cadaver» (то есть «труп»), после чего фирму переименовали.


Клиент всегда прав

Компания росла слишком быстро, и Джеффри Безосу, несмотря на то, что через год здесь трудилось уже 150 человек, не хватало рук. Безос нашел 60 инвесторов, которые вложили в стартап по $50 тысяч, и компания получила воз- можность расти. Еще до конца 90-х Amazon вышла на IPOи расширила ассортимент, дав клиентам возможность заказать на сайте видеокассеты, музыкальные диски, игрушки. Чуткий к гениальным идеям Безос заметил успех eBay и дал пользователям возможность самим продавать книги на Amazon. Издатели были против и обвинили бизнесмена в создании конкурентного для них рынка, но Безос традиционно не отреагировал на обвинения. Все, что его волновало – это клиенты и доход, который благодаря инновациям наконец-то появился у Amazon. В 2002 году компания впервые отчиталась о прибыльном квартале. Безос не ограничился только этим: о лояльности компании к клиентам стали складывать легенды – людям на сайте онлайн-магазина разрешалось делать все: оставлять положительные и отрицательные отзывы, выбирать подержанный или новый товар и самим назначать цену.


Эксперимент: против бумажных книг

Мало кто знает, что установку «разрушить бизнес бумажных книг» дал своей секретной лаборатории сам Джеффри Безос. В 2004 году главный исполнительный директор почувствовал, как интернет и развитие электронных устройств меняет мир, и решил изменить его сам. Запуск Kindle имел эффект разорвавшейся бомбы. Он сильно пошатнул продажи бумажных книг по всему миру и продажи Amazon в частности. Но только на время. Неутомимый гений Джеффри Безоса и его «амаботов» придумывает все новые и новые решения. Растут площади складов, совершенствуется логистика, сокращаются расходы на доставку собственных посылок к порогу клиента. Акции компании также растут в цене. В конце мая текущего года их стоимость достигла рекордной цифры в $712,24. Этот взлет дал толчок индексам S&P 500 и Nasdaq. В результате аналитики инвестиционного фонда Bernstein повысили целевую цену на бумаги интернет-магазина до $1000 – сумма, которая считается наивысшей отметкой на фондовом рынке США. Отличное время, чтобы начать торговать!