голубые
фишки

The Coca-Cola Company: История удивительных открытий

Экономический кризис, рецессия на ключевых рынках Бразилии и России, замедление экономического роста в Китае и налог на сахар – в прошлом году не сладко пришлось всей индустрии прохладительных напитков.

 

Однако по результатам 2015 финансово- го года The Coca-Cola Company удалось оказаться в плюсе: в IV квартале чистая прибыль составила $1,24 млрд. Продажи увеличились на 6% благодаря более агрессивной ценовой политике: так, например, на «домашнем» Североамериканском рынке компания подняла цены на напитки, одновременно уменьшив их упаковку. «Свести потери к минимуму по сравнению с другими игроками отрасли возможно, но очень непросто, – сказал президент Coca-Cola в России Зоран Вучинич в интервью «РИА Новости». – Внедрять инновации, не прекращать развитие маркетинга и увеличивать долю на рынке – в этом заключается наша формула успеха». Очевидно, эта формула действительно работает: последние семь лет компания увеличивала долю рынка, а ее ценные бумаги показывали стабильный рост, оставаясь надежными для вложения капитала. По мнению руководителей компании, это неудивительно, ведь кризис дает большие возможности, которыми в Coca-Cola умели пользоваться всегда.

 

Родом из Атланты

Формула напитка родилась на заднем дворе одного из домов в жаркой Атланте. Доктор Джон Стит Пембертон изобрел сироп, содержащий вытяжку из листьев коки. Первоначально его изобретение должно было избавлять от головной боли, однако партнер Пембертона, Фрэнк Робертсон, пред- ложил добавить к сиропу содовой и тем самым сделать его еще и освежающим. Робертсон же стал автором первого ре- кламного слогана напитка: он написал «Пейте Coca-Cola!» каллиграфическим почерком. В следующие 130 лет эти буквы станут логотипом одного из самых дорогих брэндов планеты. Но тогда, 8 мая 1986 года, за день продали 9 стаканов напитка по 5 центов каждый, посчитав это началом успеха. Так оно и было – спустя пятьлет партнеры продали права на кока-колу за $2300. Сумма была баснословной для тех лет (за $500 можно было стать владельцем престижного Ford Model T), но новый владелец, Аса Кендлер, верил в успех своего предприятия. Именно он зарегистрировал The Coca- Cola Company, запатентовал товарный знак, открыл несколько заводов и придумал оригинальную бутылочку для напитка. В 1919 году компания вышла на IPO. Было продано 500 тысяч акций, каждая из которых стоила $40. Аса Кендлер к тому моменту уже стал мил- лионером: продажа доли компании принесла ему $25 млн.


Новый мир и новые рынки

Покупая акции Coca-Cola, американский миллиардер Уоррен Баффет заметил, что делаетэто потому, что считает компанию исключительной. В том числе благодаря ее междуна- родной системе распределения, не имеющей аналогов. Эта система сформировалась уже на излете 20 века, когда более 80% прибыли Coca-Cola поступало из-за рубежа. Когда же век только начинался, владельцы Coca-Cola ориентировались в основном на соотечественников, а об инвесторах уровня Баффета могли лишь мечтать. Все изменил приход Роберта Вудраффа. Он встал у руля компании в 1923 году и остался ее президентом на долгие 50 лет.Новый глава создал отдел внешнеторговых операций и в четыре раза увеличил число стран, на территории которых располагались заводы The Coca-Cola Company. К началу Второй Мировой во-йны их было уже 44. Тогда же Вудрафф издал легендарное распоряжение: «Обеспечить каждого американского военнослужащего бутылкой Coca- Cola за 5 центов, где бы он ни находился, и сколько бы это компании ни стоило». О напитке узнали во множестве стран. Когда мир был, наконец, восстановлен, Вудрафф расширил международную сеть еще вдвое.


Для всех и каждого

В прошлом году The Coca-Cola Company запустила рекламную кампанию «Однажды я целовала…». Она была посвящена столетнему юбилею знамени- той бутылочки. На плакатах красовались Мэрилин Монро, Элвис Пресли, Рэй Чарльз и другие звезды. Все они пили кока-колу, тем самым доказывая, что этот напиток действительно завоевал мир. Если чай или кофе могут быть разного качества, то кока-кола всегда одинакова и любима всеми, независимо от уровня дохода и страны проживания. Во второй половине прошлого века компания расширила ассортимент продукции: на рын- ке появился Sprite, Fanta и другие продукты. Росло и количество заводов, которые Coca-Cola открывала в разных странах – к началу 21века их было уже более двух- сот. В Россию легендарный напиток пришел в 1980-х. На данный момент в нашей стране работает 12 предприятий, производящих продуктовый ряд Coca-Cola. «Важный момент в наших инвестициях заключается в осознании того, что капитал носит глобальный характер, – считает президент Coca-Cola в России Зоран Вучинич. – Наша компания появилась в Атланте, штат Джорджия, а ее акционеры находятся по всему миру». И эти акционеры доверяют компании, несмотря на нестабильную обстановку на рынке и колебания доходов компании. В начале июня после публикации финансовых отчетов за трехмесячный период бумаги Coca-Cola потеряли 2,1% веса на Нью-Йоркской бирже.